| В профессиональной среде имеется несколько тысяч определений маркетинга. Ситуация напоминает ощупывание слона, где множество специалистов дают собственное определение огромного трехмерного слона с кличкой "Маркетинг", вооружившись одной-единственной точкой зрения (рассматривая слона с одного ракурса).
Общего в этих определениях немного:
- маркетинг определяют как деятельность, как процесс и даже как философию;
- признается, что маркетинг относится к управлению;
- признается, что маркетинг относится к управлению взаимоотношениями с потребителями;
- взаимоотношения в маркетинге рассматриваются со специфической точки зрения — как отношения обмена.
Если отталкиваться от этих позиций, можно дать собственное определение маркетинга для своей компании (своего проекта или отдела, своей должности и т.д.), которое будет правильным.
Тем не менее, приведем несколько определений, претендующих на всеохватность:
- Маркетинг — это способ гармонизации потребностей и желаний внешнего мира с миссией и целями организации.
The Open University, 2000
- Маркетинг — социальный и управленческий процесс, в ходе которого отдельные лица и группы лиц получают всё, что им необходимо для удовлетворения своих потребностей, за счет создания и обмена товарами и ценностями.
Филипп Котлер и др., 1999
- Маркетинг — это управленческий процесс, который включает в себя определение, прогнозирование и удовлетворение нужд потребителей с извлечением прибыли.
Королевский институт маркетинга Великобритании
| |