В настоящее время нет разделяемого тем или иным большинством определения миссии, как нет и общего мнения об её полезности или бесполезности.
Выделяются два основных подхода к трактовке понятия "миссия".
Согласно первому подходу ("стратегическая школа мышления"), миссия рассматривается в качестве стратегического инструмента для обоснования бизнеса и целевого рынка. Миссия — это нечто, стоящее над стратегией организации и определяющее рамки для выбора стратегических вариантов.
Согласно второму подходу, миссия рассматривается в качестве "культурологического клея", состоящего из разделяемых персоналом фундаментальных норм и ценностей, обеспечивающих способность организации действовать как единое целое.
Имеются успешные попытки совмещения этих двух подходов. Так, Кэмпбелл и Юнг (Campbell and Yeung, 1990) предложили "ромбовидную модель миссии", представляющую собой "обращение как к сердцам (культура), так и умам (стратегия)", включающую в себя взаимноувязанные и усиливающие друг друга элементы:
- Предназначение (зачем существует компания?)
- Стратегия (конкурентные преимущества и отличительные компетентности)
- Ценности (во что верит компания?)
- Нормы поведения (политика и правила поведения, поддерживающие отличительные компетентности и систему ценностей)
|